Новости

25.11.2022

Вниманию участников судебных процессов по делам, рассматриваемым судьей Саяховой А.М.

Ввиду нахождения судьи Саяховой А.М. на больничном, рассмотрение судебных дел, находящихся в производстве судьи и назначенных к рассмотрению 25.11.2022 и 28.11.2022, будет перенесено на более поздние даты в установленном АПК РФ порядке. Информация о времени и дате следующих судебных заседаний будет опубликована на сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в информационной системе «Картотека арбитражных дел»: http://kad.arbitr.ru/. Информации о возобновлении рассмотрения дел указанными судьями будет размещена дополнительно.  

24.11.2022

Арбитражный суд РБ выступил соорганизатором конференции

23 ноября 2022 года в Институте права УУНиТ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы частноправового и публично-правового регулирования транспортной деятельности", соорганизатором которой выступил Арбитражный суд Республики Башкортостан. В мероприятии принял участие председатель суда Н.В. Архиереев.

21.11.2022

Юридический квиз

16 ноября 2022 года на базе Башкирского отделения № 8598 ПАО Сбербанк состоялся юридический квиз, в котором соревновались команды Уфимского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, Института права Уфимского университета науки и технологий, Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Одним из членов жюри интеллектуальной игры выступила помощник председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан Г.Я. Байчурина. По итогам мероприятия команда Уфимского юридического института МВД России заняла 1 место.

Историческая справка о суде

 

Сегодняшний организационно-правовой механизм экономического правосудия нашей страны возник не на пустом месте, а является результатом длительного, подчас прерывающегося, непоследовательного, но, тем не менее, эволюционного поступательного развития.
Сама по себе защита прав и законных интересов участников экономических отношений, осуществляемая посредством разрешения споров экономических, т.е. специфических по своей правовой природе, задача непростая и требует узкой специализации и высокого профессионализма. Эта задача издавна решалась именно специализированными структурами.
Конечно, в прошлом не было столь эффективного механизма разрешения экономических споров, который действует сегодня в лице арбитражных судов. Но эти споры были, существовали объективно и, естественно, так или иначе разрешались: в части - в правовой форме - судами, в части - в форме «монаршей воли» либо, еще раньше, со времен Русской Правды, в результате поединка спорщиков или их представителей.
Первое упоминание слова «суд» встречается в Уставе князя Владимира Святославовича, который относится к началу Х1 века.
О существовании особых судов для торгового сословия в России говорится в Уставной грамоте 1135 года городского князя Всеволода Мстиславовича, которой предписывалось создать «выборную администрацию по торговым делам и суд торговый».
В 1667 году царь Алексей Михайлович предпринял попытку создать на Руси постоянно действующий суд для купечества. В этом же году по Новоторговому уставу были утверждены особые таможенные суды, состоящие из лучших «торговых людей», и специальный судебный приказ по торговым делам, действовавшие до принятия Таможенного устава 1727 года.
Большое развитие специализированные на осуществлении экономического правосудия суды получили при Петре I. К числу городских сословных судов того периода относятся ратуши и магистры. В царствование Петра I в 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладавшая торговой юрисдикцией, в 1719 г. - создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а в 1721 г. появился Главный магистр, судивший торговые, налоговые, таможенные и др. дела.
О причинах учреждения специального таможенного суда в преамбуле Указа от 14 мая 1832 г. об учреждении коммерческих судов указывалось: «По особенному свойству спорных торговых дел еще в 1727 г. признано было издать для производства их особенное постановление под именем Устава таможенного». На основании Устава 1727 г. рассматривались следующие дела: из отношений купли-продажи; из отношений займа; из отношений хранения, из отношений перевозки и т.д. Очевидно, что здесь речь идет уже об экономическом правосудии в большей мере, чем на более ранних стадиях развития российской государственности.
Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. в России были учреждены коммерческие суды, действующие на основе собственного Устава судопроизводства и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности. Организация таких судов была предусмотрена в городах Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Таганрог, Феодосия, Архангельск, Измаил, Новочеркасск.
Границы компетенции коммерческих судов России, определенные Указом, по ряду параметров близки к предмету деятельности сегодняшних арбитражных и третейских судов по разрешению экономических споров, вытекающих из гражданских правоотношений.
В результате судебной реформы 1864 г. появился Устав гражданского судопроизводства. Поскольку Устав судопроизводства торгового не содержал положений о порядке судопроизводства, суды начали руководствоваться правилами, установленными для судов гражданских в Уставе гражданского судопроизводства.
Функционирование системы коммерческих судов было прервано революцией 1917 г. В годы Гражданской войны, в период военного коммунизма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. «коммерческие суды, наряду с окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом были упразднены», а знаменитый декрет ВЦИК от 07 марта 1918 г. № 2 «О суде» установил, что судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Фактически основная часть экономических споров того времени разрешалась административным путем. Конституция РСФСР 1918 г. вообще не содержала раздела о судебных органах.
Переход к нэпу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров. Первый орган, специально предназначенный для разрешения хозяйственных споров, был предтечей ведомственного арбитража: 3 апреля 1922 года Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах. Предтеча органов Госарбитража - Арбитражная комиссия при СТО (Совете труда и обороны) и арбитражные комиссии при ЭКОСО (областных и губернских экономических совещаниях) были созданы Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями.
Впоследствии эти комиссии были реорганизованы в систему арбитражей при Совете труда и обороны, при экономических советах (совещаниях) союзных республик, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей (Постановление ЦИК СССР N 5 и СНК СССР N 298 от 3 мая 1931 г. об утверждении Положения об арбитраже). Правила, содержащиеся в данном Положении, устанавливали, что функцией арбитража является разрешение имущественных споров учреждений, предприятий и организаций обобществленного сектора.
С принятием Конституции СССР 1977 г. органы государственного арбитража получили статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства, определяющего его права и задачи. Организация и порядок деятельности арбитража стали определяться Законом СССР от 30 ноября 1979 г. "О государственном арбитраже в СССР" и Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденными. Советом Министров СССР 5 июня 1980 г. Данные Правила предусматривали следующую систему арбитражей: Государственный арбитраж СССР; государственные арбитражи союзных республик; государственные арбитражи автономных республик; государственные арбитражи краев, областей.
К концу 80-началу 90-х гг. организационно-правовой механизм разрешения экономических споров состоял, помимо системы Госарбитража, из ведомственных арбитражей, разрешающих экономические споры между предприятиями и организациями, входящими в состав одного ведомства.
Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привели к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. Все это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов.
Формальной датой завершения деятельности арбитража следует назвать 1 октября 1991 г. В Постановлении Верховного Совета РСФСР от 04 юля 1991 г. «О введение в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» указывалось: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, а также на предприятиях и организациях…». Реформирование судебной системы началось с принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1543-1 "Об арбитражном суде", вступившего в силу 1 октября 1991 г.
Статьей 10 Закона РСФСР "Об арбитражном суде" предусматривалась организация системы арбитражных судов в составе Высшего Арбитражного Суда, высших арбитражных судов республик в составе РФ, арбитражных судов иных субъектов РФ (краев, областей, автономных округов, автономной области). Как следует из ст. ст. 23, 118 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в действие 5 марта 1992 г., все экономические споры разрешались по существу в арбитражных судах субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к ведению Высшего Арбитражного Суда. Обжалование судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела, производилось в кассационном порядке коллегией по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Такие коллегии были организованы в рамках арбитражного суда субъекта РФ, а также Высшего Арбитражного Суда РФ.
Изложенное показывает, что в тот период система арбитражных судов Российской Федерации была двухзвенной, состоящей из судов субъектов РФ и ВАС РФ, и трехинстанционной (первая, кассационная, надзорная), при этом в арбитражном суде субъекта РФ совмещались две инстанции - первая и кассационная.
Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, целый ряд иных причин и факторов потребовали серьезной корректировки законодательства, определяющего структуру системы арбитражных судов и компетенцию ее звеньев, регулирующего процедуры разрешения ими экономических споров и рассмотрения иных дел.
28 апреля 1995 г. Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства. Одновременно в качестве федерального закона 5 апреля 1995 г. был принят АПК РФ.
С принятием указанных нормативных актов процессуальное законодательство претерпело значительные изменения.
Во-первых, в составе арбитражного суда субъекта РФ появилась апелляционная инстанция по пересмотру дел, разрешенных арбитражным судом субъекта РФ по первой инстанции (ст. 36 Федерального закона "Об арбитражных судах в РФ", вступившего в силу 1 июля 1995 г.; ст. 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в силу 1 июля 1995 г.). Апелляционная инстанция арбитражного суда субъекта РФ пересматривала не вступивший в законную силу судебный акт в полном объеме с точки зрения его законности и обоснованности.
Во-вторых, в ст. 3 Федерального закона "Об арбитражных судах в РФ", в ст. 162 АПК РФ 1995 г. предусматривалось введение нового звена в системе арбитражных судов - федерального арбитражного суда округа.
Таким образом, судебная система стала трехзвенной и четырехинстанционной.
1 сентября 2002 г. вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за последние десять лет, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Содержание нового АПК можно свести к двум основным категориям - преемственности (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитию (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).
Следующий этап развития процессуального законодательства ознаменовался выделением апелляционной инстанции арбитражного суда субъекта РФ в отдельное звено системы арбитражных судов в виде арбитражного апелляционного суда, формируемого в пределах судебного округа (Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»), что позволяет говорить о становлении четырехзвенной судебной системе.
На сегодняшний день можно констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась. Арбитражные суды представляют собой законченную и стройную систему, при помощи которой эффективно осуществляется защита нарушенных прав и законных интересов организаций и граждан, которая содействует укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
История становления Арбитражного суда Республики Башкортостан берет начало с принятия Башкирским экономическим совещанием 18 ноября 1922 года решения об образовании арбитражной комиссии для разрешения имущественных споров, возникающих между государственными учреждениями и предприятиями. Председателем комиссии был утвержден Адигамов Мухаметдин Камалетдинович.
Арбитражная комиссия при Совете Народных комиссаров проработала до 1931 года.
17 мая 1931 года комиссия была ликвидирована и учрежден арбитраж при Совете министров Башкирской АССР. Первый главный государственным арбитром назначен Толстой Н.А.
В последующие годы должность главного государственного арбитра занимали Стаймов Федор Васильевич ( с 10.02.1936 г. до 28.01.1943 г.); Гизатуллин Нигамеджан Халиулович ( с 28.01.1943 г. до 20.05.1969 г.); Загафуранов Файзрахман Загафуранович ( с 20.05.1969 до 27.08.1971 г.); Рахматуллин Карам Рахматуллович ( с 1971 года по 1975 год); Шамсутдинов Асгат Ахметович ( с 20.05.1975 г. по 28.01.1986 г.); Давлетшин Амир Нигматович ( с 10.11.1986 г. до 17.09.1987 г.).
Шайхутдинов Виль Харисович с 24.11.1987 года был главным государственным арбитром, а в последствии в связи с упразднением в 1992 году государственного арбитража и созданием в соответствии с Постановлением Верховного совета Башкирской ССР от 16 июня 1992 года Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан занимал должность Председателя. На момент создания коллектив суда состоял из 33 человек, в том числе 15 судей.
Согласно ст. 13 Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1543-1 (в редакции от 04.07.1991 г.) «Об Арбитражном суде», Высший арбитражный суд республики в составе Российской Федерации избирается Верховным Советом соответствующей республики в составе Российской Федерации.
Так, 16 июня 1992 года Верховный Совет Республики Башкортостан постановил ввести в действие Закон Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан».
Однако в п. 6 Постановления Верховного Совета Республики Башкортостан о введении в действие Закона Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан» говориться о том, что Высший арбитражный суд Республики Башкортостан приступает к исполнению своих обязанностей после принятия Закона Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан» и избрания не менее 10 судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан.
Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 29 октября 1992 года № ВС-13/40 «Об избрании судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан», в состав Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан было избрано 19 судей.
Таким образом, фактической датой образования Арбитражного суда Республики Башкортостан является дата избрания судей в Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, 29 октября 1992 года.
Вместе с тем, новый этап реформ в судебной системе, связанный со структурным выделением арбитражных апелляционных судов (Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 № 4-ФКЗ О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), ознаменовал собой создание в Уральском судебном органе 18 арбитражного апелляционного суда, осуществляющего проверку судебных актов, принятых в том числе Арбитражным судом Республики Башкортостан. Таким образом, апелляционные жалобы направляются на рассмотрение в 18 арбитражный апелляционный суд, размещенный в городе Челябинске.
Проверку в кассационном порядке законности судебных актов, принятых Арбитражным судом Республики Башкортостан, в соответствии со ст. 24 ФКЗ от 28 апреля 1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» уполномочен осуществлять Федеральный арбитражный суд Уральского округа, начавший свою работу 11 декабря 1995 года.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 03 июля 1995 года № 26 местом постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Уральского округа определен город Екатеринбург.
На настоящее время Арбитражный суд Уральского округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которые в свою очередь образует семь судебных составов.
Арбитражный суд Республики Башкортостан активно взаимодействует с Арбитражным судом Уральского округа. Основным направлением такого взаимодействия является обеспечение единства судебной практики, в целях которого уже сейчас намечены и начали осуществляться соответствующие мероприятия организационного, информационного и иного управленческого характера.

Первым председателем Арбитражного суда Республики Башкортостан являлся Виль Харисович Шайхутдинов, который занимал данную должность с 1992-го по 2000 год. В.Х. Шайхутдинов родился 5 марта 1933 года в деревне Куш-Елга Белебеевского района Башкирской АССР, окончил Уфимский факультет Свердловского юридического института по специальности «правоведение» в 1969 году. Работал токарем, строгальщиком на Белебеевском машиностроительном заводе, преподавателем, заместителем директора ремесленного училища в г. Уфе, был судьей Советского районного народного суда г. Уфы. В 1978 году был избран членом Верховного суда Башкирской АССР. С 1987 года – главный государственный арбитр Госарбитража Башкирской АССР. Заслуженный юрист Республики Башкортостан. Скончался в 2000 году.

В период с 2000-го года по 2008 год председателем Арбитражного суда Республики Башкортостан являлся Фаниль Масгутович Сафин. Он родился 1 мая 1961 года в Абзелиловском районе Республики Башкортостан. Окончил юридический факультет БГУ по специальности правоведение. Трудовую деятельность начал в 1979 году. С 1987 народный судья, председатель Абзелиловского районного народного суда Республики Башкортостан. С 1996-го по 2000 год занимал должность министра юстиции Республики Башкортостан. С ноября 2008 года по август 2010 года - министр юстиции Республики Башкортостан. Кандидат юридических наук. Автор более 25 публикаций. Заслуженный юрист Республики Башкортостан. Государственный советник юстиции 2 класса.

Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2008 года № 1674 председателем Арбитражного суда Республики Башкортостан назначен Игорь Геннадьевич Арсёнов. Родился в городе Артемовский Свердловской области 4 августа 1962 года. Образование высшее - в 1987 году окончил Свердловский юридический институт. Кандидат юридических наук. С 2006 года по 2008 год работал заместителем председателя Десятого арбитражного апелляционного суда. Игорь Геннадьевич прошел путь от народного судьи до председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан. В качестве руководителя Арсёнов И.Г. уделял большое внимание сохранению и умножению авторитета судебной власти, престижа судейской работы. Входил в состав Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа. В 2008, 2012, 2016 являлся делегатом VII, VIII, IX Всероссийских съездов судей. В 2004 году за значительный вклад в развитие и деятельность арбитражных судов Российской Федерации и в связи с проведением VI Всероссийского съезда судей награжден Почётной грамотой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Является автором ряда научных публикаций. Решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации прекращены с 1 января 2021 года полномочия судьи, председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан на основании подпункт 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с уходом в отставку.

Приказом Верховного Суда Российской Федерации № 4КД/4 «Об осуществлении полномочий председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан» от 14 января 2021 исполняющим обязанности председателя суда назначен Архиереев Николай Викторович. Он родился 1 декабря 1979, в 2002 году с отличием окончил дневное отделение Башкирского государственного университета. С марта 2013 года по сентябрь 2018 года возглавлял второй судебный состав коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. В 2018 назначен на должность заместителя председателя Арбитражного суда Республики Башкортостан. С 2012 по 2016 годы являлся членом Экзаменационной комиссии Республики Башкортостан по приему квалификационного экзамена на должность судьи. В 2016 году был избран делегатом и принимал участие в IX Всероссийском съезде судей. В 2020 году избран делегатом Х Всероссийского съезда судей. В 2017-2018 годах являлся членом Квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан. В 2017 году Архиерееву Н.В. была присуждена ученая степень кандидата юридических наук. Является автором более 25 научных статей. Продолжает заниматься научной деятельностью. Является членом Общероссийской общественной организации «Российское объединение судей». С 2019 года является членом Совета судей Республики Башкортостан. В июне 2021 года назначен заместителем председателя Совета судей Республики Башкортостан. За активное участие в работе органов судейского сообщества неоднократно награждался почетными грамотами и ведомственными наградами.

На момент создания Арбитражного суда Республики Башкортостан судейский коллектив состоял из 20 человек. К своему 30-летию фактическая численность судей Арбитражного суда Республики Башкортостан составляет 66 и 164 государственных гражданских служащих. В Арбитражном суде трудится сплоченный коллектив, который на протяжении многих лет успешно работает, обеспечивая стабильные показатели при неуклонном росте объема и сложности рассматриваемых дел. Эффективность и качество работы судей во многом зависит от качества работы помощников судей, секретарей судебных заседаний, специалистов суда. Без малого тридцать лет успешной работы Арбитражного суда республики позволили подготовить кадры судей, помощников судей, секретарей и других специалистов, способных разрешать сложнейшие экономические споры на высоком профессиональном уровне. Высокая квалификация судей подтверждается почетными званиями и наградами.

В суде действуют две судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.