О суде
Новости суда
  • 17.10.2014

    Уважаемые участники процесса!

    Досудебное урегулирование споров. Снижению затрат времени, финансовых и материальных ресурсов, достижению оптимального варианта разрешения конфликта может способствовать досудебное урегулирование споров. В целях досудебного урегулирования споров посредством медиации (примирение спорящих сторон во внесудебном порядке с участием специального посредника – медиатора) возможно обращение в Некоммерческое партнерство «Гильдия медиаторов Республики Башкортостан», Коллегию посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Республики Башкортостан, которые осуществляют прием в общественной приемной при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (г. Уфа, ул. Пушкина, 106, ком. 237, тел. 280-85-41). Время проведения медиативных процедур может быть заранее согласовано по телефону. На время проведения примирительных процедур рассмотрение дела согласно ст. 158 АПК РФ может быть отложено на срок, не превышающий 60 дней. 
Историческая справка о суде

Сегодняшний организационно-правовой механизм экономического правосудия нашей страны возник не на пустом месте, а является результатом длительного, подчас прерывающегося, непоследовательного, но, тем не менее, эволюционного поступательного развития.

Сама по себе защита прав и законных интересов участников экономических отношений, осуществляемая посредством разрешения споров экономических, т.е. специфических по своей правовой природе, задача непростая и требует узкой специализации и высокого профессионализма. Эта задача издавна решалась именно специализированными структурами.

Конечно, в прошлом не было столь эффективного механизма разрешения экономических споров, который действует сегодня в лице арбитражных судов. Но эти споры были, существовали объективно и, естественно, так или иначе разрешались: в части - в правовой форме - судами, в части - в форме «монаршей воли» либо, еще раньше, со времен Русской Правды, в результате поединка спорщиков или их представителей.

Первое упоминание слова «суд» встречается в Уставе князя Владимира Святославовича, который относится к началу Х1 века.

О существовании особых судов для торгового сословия в России говорится в Уставной грамоте 1135 года городского князя Всеволода Мстиславовича, которой предписывалось создать «выборную администрацию по торговым делам и суд торговый».

В 1667 году царь Алексей Михайлов предпринял попытку создать в России постоянно действующий суд для купечества. В этом же году по Новоторговому уставу были утверждены особые таможенные суды, состоящие из лучших «торговых людей», и специальный судебный приказ по торговым делам, действовавшие до принятия Таможенного устава 1727 года.

Большое развитие специализированные на осуществлении экономического правосудия суды получили при Петре 1. К числу городских сословных судов того периода относятся ратуши и магистры. В царствование Петра 1 в 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладавшая торговой юрисдикцией, в 1719 г. - создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а в 1721 г. появился Главный магистр, судивший торговые, налоговые, таможенные и др. дела.

О причинах учреждения специального таможенного суда в преамбуле Указа от 14 мая 1832 г. об учреждении коммерческих судов указывалось: «По особенному свойству спорных торговых дел еще в 1727 г. признано было издать для производства их особенное постановление под именем Устава таможенного». На основании Устава 1727 г. рассматривались следующие дела: из отношений купли-продажи; из отношений займа; из отношений хранения, из отношений перевозки и т.д. Очевидно, что здесь речь идет уже об экономическом правосудии в большей мере, чем на более ранних стадиях развития российской государственности.

Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832 г. в России были учреждены коммерческие суды, действующие на основе собственного Устава судопроизводства и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности. Организация таких судов была предусмотрена в городах Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Таганрог, Феодосия, Архангельск, Измаил, Новочеркасск.

Границы компетенции коммерческих судов России, определенные Указом, по ряду параметров близки к предмету деятельности сегодняшних арбитражных и третейских судов по разрешению экономических споров, вытекающих из гражданских правоотношений.

В результате судебной реформы 1864 г. появился Устав гражданского судопроизводства. Поскольку Устав судопроизводства торгового не содержал положений о порядке судопроизводства, суды начали руководствоваться правилами, установленными для судов гражданских в Уставе гражданского судопроизводства.

Функционирование системы коммерческих судов было прервано революцией 1917 г. В годы Гражданской войны, в период военного коммунизма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. «коммерческие суды, наряду с окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом были упразднены», а знаменитый декрет ВЦИК от 07 марта 1918 г. № 2 «О суде» установил, что судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Фактически основная часть экономических споров того времени разрешалась административным путем. Конституция РСФСР 1918 г. вообще не содержала раздела о судебных органах.

Переход к нэпу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров. Первый орган, специально предназначенный для разрешения хозяйственных споров, был предтечей ведомственного арбитража: 3 апреля 1922 года Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах. Предтеча органов Госарбитража - Арбитражная комиссия при СТО (Совете труда и обороны) и арбитражные комиссии при ЭКОСО (областных и губернских экономических совещаниях) были созданы Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями.

Впоследствии эти комиссии были реорганизованы в систему арбитражей при Совете труда и обороны, при экономических советах (совещаниях) союзных республик, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей (Постановление ЦИК СССР N 5 и СНК СССР N 298 от 3 мая 1931 г. об утверждении Положения об арбитраже). Правила, содержащиеся в данном Положении, устанавливали, что функцией арбитража является разрешение имущественных споров учреждений, предприятий и организаций обобществленного сектора.

С принятием Конституции СССР 1977 г. органы государственного арбитража получили статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства, определяющего его права и задачи. Организация и порядок деятельности арбитража стали определяться Законом СССР от 30 ноября 1979 г. "О государственном арбитраже в СССР" и Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденными. Советом Министров СССР 5 июня 1980 г. Данные Правила предусматривали следующую систему арбитражей: Государственный арбитраж СССР; государственные арбитражи союзных республик; государственные арбитражи автономных республик; государственные арбитражи краев, областей.

К концу 80-началу 90-х гг. организационно-правовой механизм разрешения экономических споров состоял, помимо системы Госарбитража, из ведомственных арбитражей, разрешающих экономические споры между предприятиями и организациями, входящими в состав одного ведомства.

Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привели к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. Все это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов.

Формальной датой завершения деятельности арбитража следует назвать 1 октября 1991 г. В Постановлении Верховного Совета РСФСР от 04 юля 1991 г. «О введение в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» указывалось: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, а также на предприятиях и организациях…». Реформирование судебной системы началось с принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1543-1 "Об арбитражном суде", вступившего в силу 1 октября 1991 г.

Статьей 10 Закона РСФСР "Об арбитражном суде" предусматривалась организация системы арбитражных судов в составе Высшего Арбитражного Суда, высших арбитражных судов республик в составе РФ, арбитражных судов иных субъектов РФ (краев, областей, автономных округов, автономной области). Как следует из ст. ст. 23, 118 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в действие 5 марта 1992 г., все экономические споры разрешались по существу в арбитражных судах субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к ведению Высшего Арбитражного Суда. Обжалование судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела, производилось в кассационном порядке коллегией по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Такие коллегии были организованы в рамках арбитражного суда субъекта РФ, а также Высшего Арбитражного Суда РФ.

Изложенное показывает, что в тот период система арбитражных судов Российской Федерации была двухзвенной, состоящей из судов субъектов РФ и ВАС РФ, и трехинстанционной (первая, кассационная, надзорная), при этом в арбитражном суде субъекта РФ совмещались две инстанции - первая и кассационная.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, целый ряд иных причин и факторов потребовали серьезной корректировки законодательства, определяющего структуру системы арбитражных судов и компетенцию ее звеньев, регулирующего процедуры разрешения ими экономических споров и рассмотрения иных дел.

28 апреля 1995 г. Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства. Одновременно в качестве федерального закона 5 апреля 1995 г. был принят АПК РФ.

С принятием указанных нормативных актов процессуальное законодательство претерпело значительные изменения.

Во-первых, в составе арбитражного суда субъекта РФ появилась апелляционная инстанция по пересмотру дел, разрешенных арбитражным судом субъекта РФ по первой инстанции (ст. 36 Федерального закона "Об арбитражных судах в РФ", вступившего в силу 1 июля 1995 г.; ст. 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в силу 1 июля 1995 г.). Апелляционная инстанция арбитражного суда субъекта РФ пересматривала не вступивший в законную силу судебный акт в полном объеме с точки зрения его законности и обоснованности.

Во-вторых, в ст. 3 Федерального закона "Об арбитражных судах в РФ", в ст. 162 АПК РФ 1995 г. предусматривалось введение нового звена в системе арбитражных судов - федерального арбитражного суда округа.

Таким образом, судебная система стала трехзвенной и четырехинстанционной.

1 сентября 2002 г. вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за последние десять лет, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Содержание нового АПК можно свести к двум основным категориям - преемственности (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитию (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).

Следующий этап развития процессуального законодательства ознаменовался выделением апелляционной инстанции арбитражного суда субъекта РФ в отдельное звено системы арбитражных судов в виде арбитражного апелляционного суда, формируемого в пределах судебного округа (Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»), что позволяет говорить о становлении четырехзвенной судебной системе.

На сегодняшний день можно констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась. Арбитражные суды представляют собой законченную и стройную систему, при помощи которой эффективно осуществляется защита нарушенных прав и законных интересов организаций и граждан, которая содействует укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

История становления Арбитражного суда Республики Башкортостан берет начало с принятия Башкирским экономическим совещанием 18 ноября 1922 года решения об образовании арбитражной комиссии для разрешения имущественных споров, возникающих между государственными учреждениями и предприятиями. Председателем комиссии был утвержден Адигамов Мухаметдин Камалетдинович.

Арбитражная комиссия при Совете Народных комиссаров проработала до 1931 года.

17 мая 1931 года комиссия была ликвидирована и учрежден арбитраж при Совете министров Башкирской АССР. Первый главный государственным арбитром назначен Толстой Н.А.

В последующие годы должность главного государственного арбитра занимали Стаймов Федор Васильевич ( с 10.02.1936 г. до 28.01.1943 г.); Гизатуллин Нигамеджан Халиулович ( с 28.01.1943 г. до 20.05.1969 г.); Загафуранов Файзрахман Загафуранович ( с 20.05.1969 до 27.08.1971 г.); Рахматуллин Карам Рахматуллович ( с 1971 года по 1975 год); Шамсутдинов Асгат Ахметович ( с 20.05.1975 г. по 28.01.1986 г.); Давлетшин Амир Нигматович ( с 10.11.1986 г. до 17.09.1987 г.).

Шайхутдинов Виль Харисович с 24.11.1987 года был главным государственным арбитром, а в последствии в связи с упразднением в 1992 году государственного арбитража и созданием в соответствии с Постановлением Верховного совета Башкирской ССР от 16 июня 1992 года Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан занимал должность Председателя. На момент создания коллектив суда состоял из 33 человек, в том числе 15 судей.

Согласно ст. 13 Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1543-1 (в редакции от 04.07.1991 г.) «Об Арбитражном суде», Высший арбитражный суд республики в составе Российской Федерации избирается Верховным Советом соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Так, 16 июня 1992 года Верховный Совет Республики Башкортостан постановил ввести в действие Закон Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан».

Однако в п. 6 Постановления Верховного Совета Республики Башкортостан о введении в действие Закона Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан» говориться о том, что Высший арбитражный суд Республики Башкортостан приступает к исполнению своих обязанностей после принятия Закона Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан» и избрания не менее 10 судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан.

Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 29 октября 1992 года № ВС-13/40 «Об избрании судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан», в состав Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан было избрано 19 судей.

Таким образом, фактической датой образования Арбитражного суда Республики Башкортостан является дата избрания судей в Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, 29 октября 1992 года.

В 2008 году Указом Президента Российской Федерации председателем Арбитражного суда Республики Башкортостан назначен Арсёнов Игорь Геннадьевич.

В настоящее время в Арбитражном суде Республики Башкортостан работает 199 человек, в том числе 52 судей. В суде образованы две коллегии.

Вместе с тем, новый этап реформ в судебной системе, связанный со структурным выделением арбитражных апелляционных судов (Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 № 4-ФКЗ О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), ознаменовал собой создание в Уральском судебном органе 18 арбитражного апелляционного суда, осуществляющего проверку судебных актов, принятых в том числе Арбитражным судом Республики Башкортостан. Таким образом, апелляционные жалобы направляются на рассмотрение в 18 арбитражный апелляционный суд, размещенный в городе Челябинске.

Проверку в кассационном порядке законности судебных актов, принятых Арбитражным судом Республики Башкортостан, в соответствии со ст. 24 ФКЗ от 28 апреля 1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» уполномочен осуществлять Федеральный арбитражный суд Уральского округа, начавший свою работу 11 декабря 1995 года.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 03 июля 1995 года № 26 местом постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Уральского округа определен город Екатеринбург.

На настоящее время Арбитражный суд Уральского округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которые в свою очередь образует семь судебных составов.

Арбитражный суд Республики Башкортостан активно взаимодействует с Арбитражным судом Уральского округа. Основным направлением такого взаимодействия является обеспечение единства судебной практики, в целях которого уже сейчас намечены и начали осуществляться соответствующие мероприятия организационного, информационного и иного управленческого характера.