О суде
Новости суда
Историческая справка о суде

Сегодняшний организационно-правовой механизм экономического правосудия нашей страны возник не на пустом месте, а является результатом длительного, подчас прерывающегося, непоследовательного, но, тем не менее, эволюционного поступательного развития.

Сама по себе защита прав и законных интересов участников экономических отношений, осуществляемая посредством разрешения споров экономических, т.е. специфических по своей правовой природе, задача непростая и требует узкой специализации и высокого профессионализма. Эта задача издавна решалась именно специализированными структурами.

Конечно, в прошлом не было столь эффективного механизма разрешения экономических споров, который действует сегодня в лице арбитражных судов. Но эти споры были, существовали объективно и, естественно, так или иначе разрешались: в части - в правовой форме - судами, в части - в форме «монаршей воли» либо, еще раньше, со времен Русской Правды, в результате поединка спорщиков или их представителей.

Первое упоминание слова «суд» встречается в Уставе князя Владимира Святославовича, который относится к началу Х1 века.

О существовании особых судов для торгового сословия в России говорится в Уставной грамоте 1135 года городского князя Всеволода Мстиславовича, которой предписывалось создать «выборную администрацию по торговым делам и суд торговый».

В 1667 году царь Алексей Михайлов предпринял попытку создать в России постоянно действующий суд для купечества. В этом же году по Новоторговому уставу были утверждены особые таможенные суды, состоящие из лучших «торговых людей», и специальный судебный приказ по торговым делам, действовавшие до принятия Таможенного устава 1727 года.

Большое развитие специализированные на осуществлении экономического правосудия суды получили при Петре 1. К числу городских сословных судов того периода относятся ратуши и магистры. В царствование Петра 1 в 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладавшая торговой юрисдикцией, в 1719 г. - создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а в 1721 г. появился Главный магистр, судивший торговые, налоговые, таможенные и др. дела.

О причинах учреждения специального таможенного суда в преамбуле Указа от 14 мая 1832 г. об учреждении коммерческих судов указывалось: «По особенному свойству спорных торговых дел еще в 1727 г. признано было издать для производства их особенное постановление под именем Устава таможенного». На основании Устава 1727 г. рассматривались следующие дела: из отношений купли-продажи; из отношений займа; из отношений хранения, из отношений перевозки и т.д. Очевидно, что здесь речь идет уже об экономическом правосудии в большей мере, чем на более ранних стадиях развития российской государственности.

Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832 г. в России были учреждены коммерческие суды, действующие на основе собственного Устава судопроизводства и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности. Организация таких судов была предусмотрена в городах Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Таганрог, Феодосия, Архангельск, Измаил, Новочеркасск.

Границы компетенции коммерческих судов России, определенные Указом, по ряду параметров близки к предмету деятельности сегодняшних арбитражных и третейских судов по разрешению экономических споров, вытекающих из гражданских правоотношений.

В результате судебной реформы 1864 г. появился Устав гражданского судопроизводства. Поскольку Устав судопроизводства торгового не содержал положений о порядке судопроизводства, суды начали руководствоваться правилами, установленными для судов гражданских в Уставе гражданского судопроизводства.

Функционирование системы коммерческих судов было прервано революцией 1917 г. В годы Гражданской войны, в период военного коммунизма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. «коммерческие суды, наряду с окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом были упразднены», а знаменитый декрет ВЦИК от 07 марта 1918 г. № 2 «О суде» установил, что судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Фактически основная часть экономических споров того времени разрешалась административным путем. Конституция РСФСР 1918 г. вообще не содержала раздела о судебных органах.

Переход к нэпу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров. Первый орган, специально предназначенный для разрешения хозяйственных споров, был предтечей ведомственного арбитража: 3 апреля 1922 года Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах. Предтеча органов Госарбитража - Арбитражная комиссия при СТО (Совете труда и обороны) и арбитражные комиссии при ЭКОСО (областных и губернских экономических совещаниях) были созданы Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями.

Впоследствии эти комиссии были реорганизованы в систему арбитражей при Совете труда и обороны, при экономических советах (совещаниях) союзных республик, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей (Постановление ЦИК СССР N 5 и СНК СССР N 298 от 3 мая 1931 г. об утверждении Положения об арбитраже). Правила, содержащиеся в данном Положении, устанавливали, что функцией арбитража является разрешение имущественных споров учреждений, предприятий и организаций обобществленного сектора.

С принятием Конституции СССР 1977 г. органы государственного арбитража получили статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства, определяющего его права и задачи. Организация и порядок деятельности арбитража стали определяться Законом СССР от 30 ноября 1979 г. "О государственном арбитраже в СССР" и Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденными. Советом Министров СССР 5 июня 1980 г. Данные Правила предусматривали следующую систему арбитражей: Государственный арбитраж СССР; государственные арбитражи союзных республик; государственные арбитражи автономных республик; государственные арбитражи краев, областей.

К концу 80-началу 90-х гг. организационно-правовой механизм разрешения экономических споров состоял, помимо системы Госарбитража, из ведомственных арбитражей, разрешающих экономические споры между предприятиями и организациями, входящими в состав одного ведомства.

Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привели к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. Все это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов.

Формальной датой завершения деятельности арбитража следует назвать 1 октября 1991 г. В Постановлении Верховного Совета РСФСР от 04 юля 1991 г. «О введение в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» указывалось: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, а также на предприятиях и организациях…». Реформирование судебной системы началось с принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1543-1 "Об арбитражном суде", вступившего в силу 1 октября 1991 г.

Статьей 10 Закона РСФСР "Об арбитражном суде" предусматривалась организация системы арбитражных судов в составе Высшего Арбитражного Суда, высших арбитражных судов республик в составе РФ, арбитражных судов иных субъектов РФ (краев, областей, автономных округов, автономной области). Как следует из ст. ст. 23, 118 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в действие 5 марта 1992 г., все экономические споры разрешались по существу в арбитражных судах субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к ведению Высшего Арбитражного Суда. Обжалование судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела, производилось в кассационном порядке коллегией по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Такие коллегии были организованы в рамках арбитражного суда субъекта РФ, а также Высшего Арбитражного Суда РФ.

Изложенное показывает, что в тот период система арбитражных судов Российской Федерации была двухзвенной, состоящей из судов субъектов РФ и ВАС РФ, и трехинстанционной (первая, кассационная, надзорная), при этом в арбитражном суде субъекта РФ совмещались две инстанции - первая и кассационная.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, целый ряд иных причин и факторов потребовали серьезной корректировки законодательства, определяющего структуру системы арбитражных судов и компетенцию ее звеньев, регулирующего процедуры разрешения ими экономических споров и рассмотрения иных дел.

28 апреля 1995 г. Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации", который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства. Одновременно в качестве федерального закона 5 апреля 1995 г. был принят АПК РФ.

С принятием указанных нормативных актов процессуальное законодательство претерпело значительные изменения.

Во-первых, в составе арбитражного суда субъекта РФ появилась апелляционная инстанция по пересмотру дел, разрешенных арбитражным судом субъекта РФ по первой инстанции (ст. 36 Федерального закона "Об арбитражных судах в РФ", вступившего в силу 1 июля 1995 г.; ст. 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в силу 1 июля 1995 г.). Апелляционная инстанция арбитражного суда субъекта РФ пересматривала не вступивший в законную силу судебный акт в полном объеме с точки зрения его законности и обоснованности.

Во-вторых, в ст. 3 Федерального закона "Об арбитражных судах в РФ", в ст. 162 АПК РФ 1995 г. предусматривалось введение нового звена в системе арбитражных судов - федерального арбитражного суда округа.

Таким образом, судебная система стала трехзвенной и четырехинстанционной.

1 сентября 2002 г. вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за последние десять лет, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Содержание нового АПК можно свести к двум основным категориям - преемственности (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитию (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).

Следующий этап развития процессуального законодательства ознаменовался выделением апелляционной инстанции арбитражного суда субъекта РФ в отдельное звено системы арбитражных судов в виде арбитражного апелляционного суда, формируемого в пределах судебного округа (Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»), что позволяет говорить о становлении четырехзвенной судебной системе.

На сегодняшний день можно констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась. Арбитражные суды представляют собой законченную и стройную систему, при помощи которой эффективно осуществляется защита нарушенных прав и законных интересов организаций и граждан, которая содействует укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

История становления Арбитражного суда Республики Башкортостан берет начало с принятия Башкирским экономическим совещанием 18 ноября 1922 года решения об образовании арбитражной комиссии для разрешения имущественных споров, возникающих между государственными учреждениями и предприятиями. Председателем комиссии был утвержден Адигамов Мухаметдин Камалетдинович.

Арбитражная комиссия при Совете Народных комиссаров проработала до 1931 года.

17 мая 1931 года комиссия была ликвидирована и учрежден арбитраж при Совете министров Башкирской АССР. Первый главный государственным арбитром назначен Толстой Н.А.

В последующие годы должность главного государственного арбитра занимали Стаймов Федор Васильевич ( с 10.02.1936 г. до 28.01.1943 г.); Гизатуллин Нигамеджан Халиулович ( с 28.01.1943 г. до 20.05.1969 г.); Загафуранов Файзрахман Загафуранович ( с 20.05.1969 до 27.08.1971 г.); Рахматуллин Карам Рахматуллович ( с 1971 года по 1975 год); Шамсутдинов Асгат Ахметович ( с 20.05.1975 г. по 28.01.1986 г.); Давлетшин Амир Нигматович ( с 10.11.1986 г. до 17.09.1987 г.).

Шайхутдинов Виль Харисович с 24.11.1987 года был главным государственным арбитром, а в последствии в связи с упразднением в 1992 году государственного арбитража и созданием в соответствии с Постановлением Верховного совета Башкирской ССР от 16 июня 1992 года Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан занимал должность Председателя. На момент создания коллектив суда состоял из 33 человек, в том числе 15 судей.

Согласно ст. 13 Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1543-1 (в редакции от 04.07.1991 г.) «Об Арбитражном суде», Высший арбитражный суд республики в составе Российской Федерации избирается Верховным Советом соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Так, 16 июня 1992 года Верховный Совет Республики Башкортостан постановил ввести в действие Закон Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан».

Однако в п. 6 Постановления Верховного Совета Республики Башкортостан о введении в действие Закона Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан» говориться о том, что Высший арбитражный суд Республики Башкортостан приступает к исполнению своих обязанностей после принятия Закона Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан» и избрания не менее 10 судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан.

Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 29 октября 1992 года № ВС-13/40 «Об избрании судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан», в состав Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан было избрано 19 судей.

Таким образом, фактической датой образования Арбитражного суда Республики Башкортостан является дата избрания судей в Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, 29 октября 1992 года.

В 2008 году Указом Президента Российской Федерации председателем Арбитражного суда Республики Башкортостан назначен Арсёнов Игорь Геннадьевич.

В настоящее время в Арбитражном суде Республики Башкортостан работает 199 человек, в том числе 52 судей. В суде образованы две коллегии.

Вместе с тем, новый этап реформ в судебной системе, связанный со структурным выделением арбитражных апелляционных судов (Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 № 4-ФКЗ « О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), ознаменовал собой создание в Уральском судебном органе 18 арбитражного апелляционного суда, осуществляющего проверку судебных актов, принятых в том числе Арбитражным судом Республики Башкортостан. Таким образом, апелляционные жалобы направляются на рассмотрение в 18 арбитражный апелляционный суд, размещенный в городе Челябинске.

Проверку в кассационном порядке законности судебных актов, принятых Арбитражным судом Республики Башкортостан, в соответствии со ст. 24 ФКЗ от 28 апреля 1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» уполномочен осуществлять Федеральный арбитражный суд Уральского округа, начавший свою работу 11 декабря 1995 года.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 03 июля 1995 года № 26 местом постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Уральского округа определен город Екатеринбург.

На настоящее время Федеральный арбитражный суд Уральского округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которые в свою очередь образует семь судебных составов.

Арбитражный суд Республики Башкортостан активно взаимодействует с Федеральным арбитражным судом Уральского округа. Основным направлением такого взаимодействия является обеспечение единства судебной практики, в целях которого уже сейчас намечены и начали осуществляться соответствующие мероприятия организационного, информационного и иного управленческого характера.